Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы – интерната №23 г. Белгорода группы №2 Лебедевой Екатерины Дмитриевны

Особенности работы педагогов в формировании коммуникативных навыков у слабослышащих дошкольников

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. То есть, понятно выражать свои мысли и интерпретировать полученную информацию от других. Простыми словами, это наша способность общаться.
Развитая коммуникабельность – это эффективный инструмент, помогающий успешно решать текущие задачи: продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Плюс, это полезный навык, важный для личностного развития, так как он определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. В частности, от того, насколько развиты наши коммуникативные способности, зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют слабослышащим дошкольником эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.
Большую роль в образовании детей дошкольного возраста с нарушенным слухом играют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека.Ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. У слабослышащих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.
Основная цель коррекционной работы педагога с детьми - создание доверительных отношений и атмосферы принятия ребенка с нарушением слуха, личностная включенность в проблему ребенка и эмоциональное сопереживание ребенку, рефлексивное слушание ребенка, понимание, проявление и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, а также создание ситуаций успеха для ребенка, формирование у него гордости за собственные достижения, самоуважения.
Для успешного формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха важно создать необходимые условия:
1.Создание слухоречевой развивающей среды.
При создании предметно - развивающей среды в группе необходим игровой уголок, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская». В течение года рекомендуется постепенно добавлять новые атрибуты. Для совместных игр мальчиков создавать условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Шоферы», «Строители» и др.
2. Создание условий для театрализованной деятельности. Это способствует тому, что дети в роли проживают различные эмоциональные состояния персонажей, способны раскрыться эмоционально, могут проявить не свойственные для них личностные качества.
3.Пополнение различных дидактических игр для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания.
5. Пополнение книг нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают в различные эмоции и настроение, с их помощью подбираются картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных.
6. Подбор коммуникативных игр, игр со сверстниками, игр для развития речи детей, составление картотеки (см. приложение 3). Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения основной своей задачи, активизирует механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.
7. Использование различных форм работы:
работа с детьми;
взаимодействие с родителями;
взаимодействие со специалистами детского сада, такие как: логопед и психолог.
Повторное проведение игр позволяет закрепить понятия и представления детей, при этом применяются косвенные приемы при повторном проведении игр на ту же тему: задаются вопросы, даются советы, делаются напоминания, задействуются интригующие неожиданные сюрпризы, используются шутка, юмор, поощрение.
 Целесообразно планировать работу планировали по трем направлениям - отношение ребенка к самому себе, отношение с взрослыми, отношение со сверстниками.
8. Осуществление коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков.
Опыт работы с детьми с нарушением слуха показал, что словесные формы, которыми пользуются дети, бедны. Поэтому необходимо проводить специальное обучение формам общения, учитывая возрастные особенности учащихся, и сохраняя единые речевые ситуации. С целью адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному общению подбирается единый речевой материал по определенным темам для индивидуальных занятий. Отбираются для каждой темы слова и фразы. Работа над словом и фразой ведется в процессе составления связных высказываний по данной теме. Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. Составляются карты речевого общения, где записывается весь речевой материал по темам: слова, словосочетания, фразы и несколько вариантов диалогов. На занятиях стараться создавать ситуации, способствующие широкой речевой практике.


20 декабря 2019 в 10:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.