Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы – интерната №23 г. Белгорода группы №2 Лебедевой Екатерины Дмитриевны
Влияние педагогических, психологических и физиологических аспектов в воспитании детей дошкольного возраста с нарушением слуха.ГБОУ «Белгородская общеобразовательная коррекционная школа- интернат №23 в структурном подразделении «Детский сад» имеет 5 дошкольных групп, общей численностью 32 ребенка , из которых 3 группы для слабослышащих детей, а две для глухих. Также есть группа кратковременного пребывания (7 детей), имеющая воспитанников в возрасте 2- 2, 5 года. Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей. Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ. Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию). Он включает в себя: - создание предметно-развивающей среды; - материально-техническое оснащение; - разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития; - обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя три основных направления: . – Обучение, воспитание, развитие. – Коррекцию нарушенных функций. – Оздоровительно-восстановительные мероприятия. Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации: - глухие без речи (рано оглохшие); - глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); - слабослышащие - кохлеарные импланты. Обучение происходит по программе «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц. Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, прежде всего, разделы по физическому, эстетическому, нравственному, сенсорному, умственному и трудовому воспитанию. Вместе с тем в нашем ДОУ огромная коррекционная работа проводится с каждым ребёнком, для максимальной компенсации недостатков и отклонения в развитии детей. В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей. У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников. Проблемы в двигательной сфере очевидны: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. Т. е. у не слышащих малышей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Данные нарушения вызваны наличием у части детей с нарушенным слухом поражения мозга разной степени, в том числе и двигательных центров. К тому же при сенсоневральной тугоухости повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ней орган равновесия. Все эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей моторики координации движений. Нарушено и зрительное восприятие. Способность не слышащих детей видеть и запоминать детали поражает, однако они плохо выделяют главные признаки предметов, что важно для развития понятий, так же нарушено восприятие пространственных свойств предметов: размер, взаимное расположение. В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием: трудно привлечь их внимание к чему-либо, удержать его, малыши быстро устают, отвлекаются. Особенно тесно связано с развитием понимания речи развитие мышление. Если ребёнок не носит слуховой аппарат, то он не слышит речи взрослых. А она является источником информации об окружающих предметах, их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. И поэтому дошкольники с нарушенным слухом отстают в развитии мышления. На развитие мышления плохо слышащего малыша так же отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии нервной системы. Следовательно, программа развития неречевых навыков включает разделы: 1. Развитие крупной и мелкой моторики, действий с предметами. 2. Формирование восприятия окружающего мира: представлений о свойствах и функциях предметов и их частей; о явлениях; пространственных и временных отношениях предметов. 3. Развития внимания: зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного. 4. Развития мышления. 5. Развития памяти: слуховой, зрительной, двигательной. 6. Развитие воображения. 7. Развитие эмоционально–волевых качеств: умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и эмоции, считаться с интересами других, всё это необходимо для спешного процесса обучения. Уровень понимания и развития речи также зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения, условий воспитания, индивидуальных особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена, нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх, не воспринимают детских передач по радио, не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов, приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений. Чтобы ребенок с слуховым аппаратом/кохлярным имплантом мог общаться речью, т. е. понимать речь и говорить, ему необходимо развивать: – Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов – Овладеть системой родного языка – знать значения слов(словарь), правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика) – Научиться произносить разные звуки речи, соединять их в слова – Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т.к. дети с нарушениями слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях. Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепенно появляется потребность в общении, необходимости для говорения(т.е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит(звукопроизношение). Наиболее важны первые два года жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали. Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении. Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому процесс обучения слушанию и речи является активным – это не столько обучение, сколько научение, т. е. сначала нужно научить обучаться. Главные правила обучения и развития детей с нарушениями слуха: - – При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка - – Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»). - – Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие. – Следуйте за направлением внимания ребёнка. – Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка. – Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша. – Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам. – Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша. – Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам. – Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия. – В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка. – Используйте при обучении случайные ситуации. – Всегда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте. – При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией. – Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство. Проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Список использованной литературы: 1.Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе.Е.В. Кулакова. 2. Приложение к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». М., «Просвещение». 3. Если малыш не слышит… — М., 1995. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни/ Сост. Г. А. Тварткиладзе, Н. Д. Шматко. — М., 2001. 17 июня 2020 в 18:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.