Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы – интерната №23 г. Белгорода группы №2 Лебедевой Екатерины Дмитриевны

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие коммуникативных навыков является одной из важнейших проблем современности. В сегодняшнем мире нужны общительные, приспосабливающиеся к актуальным обстоятельствам, способные содействовать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия люди.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха является одной из актуальных и обсуждаемых в детской психологии и педагогике, поскольку высокий уровень развития коммуникативных навыков обеспечивает адаптацию личности ребенка.
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка с нарушенным слухом, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольникам нужно понимать, что сказать, в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные способности – это способность к общению, которые необходимо развивать с раннего возраста.
Сформированные коммуникативные навыки – один из основных показателей готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, содействуют преодолению нерешительности, смущения, оказывают большое влияние на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают благополучие коллективной работы.
Для успешного развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями слуха необходимо тесное общение и совместная деятельность, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Коррекционно-развивающая работа предшествует специальным занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования коммуникативных умений и навыков ребенка. Для эффективного развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушениями слуха необходимо соблюдение ряда психолого-педагогических условий:
включение в совместную деятельность педагога и детей комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на развитие коммуникативных навыков детей;
обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, стимулирующими процесс коммуникации;
организация работы с родителями по активизации коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха.
В проблеме развития коммуникативных навыков большая роль отводится игре, которая является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.  В ней формируются настоящие социальные отношения, которые напрямую складываются между партнерами. Из всего многообразия видов игр для развития коммуникативных навыков наиболее предпочтительно использовать социально-коммуникативные игры, которые приобщают к соблюдению правил, принятых в социуме, развивают умение контролировать свои эмоциональные проявления, способности общаться с товарищами и взрослыми. Коммуникативная игра требует от воспитателя и детей не только знаний и форм проведения игровой ситуации, но и отношения участников игры к этому виду деятельности. В коммуникативной игре важно все: создание образов и их проигрывание, умение вести диалог, анализ речевых конструкций и действий дошкольников.
  Развитие коммуникативных действий и навыков в игре происходит
  благодаря использованию разнообразных технологических приемов: 
заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары, проблемы и загадки, сопоставление, воспроизведение. 
  Социально-коммуникативные игры и упражнения, наиболее часто используемые для развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями слуха.
«Групповой рисунок». Дети сидят за большим столом. У каждого ребенка лист бумага и набор цветных карандашей. По первому сигналу воспитателя дети начинают рисовать какой-либо сюжет. По следующему сигналу все участники одновременно передают свои рисунки сидящему слева, при этом получая справа, начатый соседом рисунок. Ребенку необходимо продолжить рисунок до очередного сигнала воспитателя.
 «Кто говорит?» Дети стоят в полукруге. Один ребенок – в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задававшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. Игра ориентирована как раз на детей с нарушениями слуха, так как им приходилось полагаться только на свои слуховые анализаторы.
«Вопрос – ответ». Дети делятся на две команды. Каждой команде вручается игрушка и 10 фишек. Педагог дает следующее задание: «Сегодня мы устроим соревнование на внимательность. Все вы, ребята, должны внимательно рассмотреть и изучить эту игрушку. Через 3 минуты команды обменяются игрушками и по очереди будут задавать вопросы о них, а ребята из другой команды будут отвечать на эти вопросы. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, она отдает свою фишку мне. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».
В конце игры подсчитывается оставшееся у каждой команды число фишек, определяется команда-победитель. Педагог говорит ребятам, что победа досталась этой команде благодаря дружбе и взаимопониманию, объясняет, какие это важные в жизни качества. С помощью игры «Вопрос-ответ» дети учатся выстраивать диалог, задавать друг другу вопросы, слушать и не перебивать собеседника. Помимо этого, игра задействует процесс внимания. 
«Секрет». Каждому ребенку педагог кладет в ладошку «секрет» из красивого сундучка (пуговицу, брошку, бусинку), и зажимает его кулачок. Дети должны найти способы уговорить каждого играющего показать свой «секрет».
 «Разговор по телефону». Упражнение выполняется в парах. Дети общаются между собой по телефону на определенную тему. Тему объявляет педагог (например, обсуждение погоды, звонок доктору, маме, бабушке). 
«Остановимся – познакомимся». Дети образуют два круга – маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении (вправо – влево) и поют: Мы бежим, бежим, бежим, потому что мы спешим.
А теперь мы остановимся
И друг с другом познакомимся.
Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большего круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку, затем знакомят кукол с новыми соседями.
 «Приятные слова». Дети сидят в кругу и передают эстафету («волшебную палочку»). При этом надо посмотреть в глаза партнеру справа и сказать ему что-то хорошее.
Во время первого проведения упражнения «Приятные слова» у детей часто возникают трудности с подбором комплиментов.  Но уже на другой день при проведении этого же упражнения дети воспроизводят комплименты, которые они запомнили до этого, передавая эстафету.
«Слепец и поводырь». Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определенную «школу доверия». По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу и почему.
 «Подарки». Дети свободно сидят на ковре. Педагог предлагает им представить, что они будут дарить друг другу подарки и подумать, какой подарок будет приятно получить соседу.  Каждый высказывается, что бы он хотел подарить сидящему рядом. Называется то, что могло бы по-настоящему обрадовать сверстника. Тот, кому «подарили подарок», благодарит и объясняет, почему бы он порадовался этому подарку.
Таким образом,  в процессе игр возникает потребность в общении, обогащается словарь детей, повышается самооценка ребенка, появляется уверенность в себе, а, следовательно, развиваются коммуникативные навыки. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.
 
 

11 ноября 2020 в 19:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.