Сайт воспитателя структурного подразделения «Детский сад» школы – интерната №23 г. Белгорода группы №2 Лебедевой Екатерины Дмитриевны
Формирование приёмов лепки у детей дошкольников с нарушением слуха.Продуктивные виды детской деятельности, к числу которой относятся рисование, лепка, аппликация и др., играют важную роль в развитии ребёнка. Они подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений; к активизации речевого развития. У детей с нарушениями слуха имеются определённые трудности в овладении лепкой. У дошкольников этой категории при отсутствии специальной коррекционной работы не формируются способы обследования предметов и вычленения формы; не возникает алгоритм двигательных отношений. Это препятствует точному изображению объёмных объектов, соответствующих по своим параметрам реальным. В то же время дети с нарушенным слухом любят лепить не меньше, чем слышащие. По мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения лепка может стать наиболее любимым занятием. Продукт деятельности детей с нарушенным слухом очень часто беден по содержанию. Очень медленно развивается сюжетная и декоративная лепка. В большинстве случаев замысел лепки очень ограничен. И, естественно, недостаточно владея речью, дети затрудняются или не могут лепить, действуя по словесной инструкции. Лепка- это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом лепки является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом и ножницами. Все виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание путем точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Наша коррекционная работа направлена на два направления работы с дошкольниками:
- обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы;
- обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования.
Выделение направлений коррекционно-педагогической работы осуществлено в соответствии с принципом «от простого к сложному». Так, сначала (в ходе первого направления) детям предлагается опора на образец, дошкольники учатся воссоздавать объекты соответствующего цвета, формы, соблюдая пропорции. Основным средствами создания объекта являются пластилин и стеки. Затем (в ходе второго направления) детям необходимо проявлять творчество, реализовывать в поделке личный замысел. Средствами создания объектов являются не только пластилин и стеки, но и различные формы, предназначенные для декорирования: создания более сложных форм, нанесения узоров. Все процессы лепки осуществляются последовательно. В конце занятий все поделки, подготовленные детьми, помещаются на мини-выставку, чтобы и сами дети, и их родители имели возможность видеть изготовленные работы, получить удовольствие от завершённой поделки. Остановимся на описании каждого направления коррекционно-педагогической работы. Первое направление работы - обучение изображению объектов из пластилина по предложенному образцу и с опорой на натуральные предметы. Задачи:
- учить детей воспроизводить объекты, приближенные к натуральным за счёт выбора соответствующего цвета, верного воспроизведения формы и соблюдения пропорций; - развивать навыки лепки посредством отработки различных приёмов создания объектов: раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание; - воспитывать у детей интерес к лепке.
Методика коррекционно-педагогической работы в рамках первого направления предполагает следующее. Детям сообщается тема занятия. Мы показываем дошкольникам натуральный объект, который предстоит изобразить при помощи пластилина. Дети знакомятся с данным объектом. Прочитывается и проговаривается название этого объекта. В процессе беседы осуществляется установление основных признаков натурального объекта. Оговариваются его цвет, форма, величина, наличие или отсутствие дополнительных деталей. После этого дети приступают к работе. В соответствии с принципом руководящей роли педагога в процессе обучения мы осуществляем показ способов изображения объектов. Дошкольникам показывают, как необходимо действовать с пластилином, чтобы получить желаемый результат. Так, например, демонстрируется, что для получения объектов круглой формы требуется использовать такой приём, как раскатывание пластилина между ладонями. Чтобы присоединить одну деталь к другой, нужно использовать защипывание. Уточняется, что практически во всех случаях необходима доработка пальцами для получения более точной формы. Например, при изображении груши (некоторых других фруктов, а также овощей), фигурок животных и т.д. Если форма не соответствует реальной, то можно воспользоваться сминанием, а затем начать работу заново. Большое внимание уделяется воспитанию у детей интереса к лепке. Это осуществляется благодаря тому, что дошкольников подводят к пониманию возможности создания поделок своими руками для последующих игр. Например, после лепки овощей, проводилась игра «Магазин» с использованием пластмассовой кассы и весов. Второе направление работы - обучение изображению объектов по замыслу с использованием пластилина и форм для декорирования. Задачи: - совершенствовать навыки изображения объектов посредством лепки, продолжать учить использованию различных приёмов (раскатывание, сминание, доработка пальцами для получения более точной формы, сплющивание, защипывание); - развивать навыки составления узоров (декорирования изображений), используя дополнительные средства выразительности (стеки, формы, природный материал, крупы); - развивать у детей творческие способности.
В рамках этого направления работы мы продолжаем совершенствовать у детей навыки, приобретённые ими ранее. Однако теперь детям предстоит проявлять больше самостоятельности, учиться реализовывать личный замысел. Создавая одни и те же изображения, дошкольники могут по- разному (на свой выбор) украсить их, используя различные материалы: - стеки (используются стеки двух видов: большой и маленький, выбор стека зависел от величины создаваемого объекта); - крупы (они также используются для декорирования изображений; дошкольникам предлагаются рис, гречка, пшено). Использование разнообразных материалов необходимо для того, чтобы у дошкольников развивалось чувство композиции при составлении узоров, навык равномерного заполнения поверхности. Методика обучения дошкольников предполагает следующее. Сначала с детьми обсуждается тема занятия. Уточняется, как и в какой последовательности необходимо создавать объект. Мы исключили анализ натурального предмета, чтобы дети не копировали его, а учились лепить по замыслу, проявляя творчество. В этой связи поделки, созданные детьми, отличались друг от друга. Детям предлагаются задания, которые направлены на изображение завершённого объекта. Например, после того, как дошкольники вылепили птичку, их просят выполнить следующие задания: - подбери подходящую крупу (или другой материал) и сделай птице глаза; - выбери подходящую стека и укрась стол. Дошкольникам показывают, как необходимо подбирать и использовать пластмассовые формы, каким образом при помощи пластилина могут быть созданы узоры: плетение косички, изготовление шариков различного цвета. Это также осуществляется благодаря использованным заданиям. Например: - укрась вазу для цветов, используя крупы; - сделай узор на пластине, чтобы элементы узоров чередовались; - сделай на пластине зимний узор; - накрой праздничный стол для куклы Маши: слепи тарелочки, вазы, положи в них угощение, например яблоко. В ходе коррекционно-педагогической работы мы применяем различные методы и приёмы обучения: наглядные (наблюдение за деятельностью сверстников и педагогов, обследование образца, рассматривание предметных картинок, показ способов изображения и способов действия - полный или частичный); словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, напоминание, комментирование действий, отгадывание загадок по теме занятия); практические методы (действия с оборудованием, выполнение заданий). При реализации каждого направления работы мы вводим в речь детей новые слова (название материалов, оборудования). При этом мы используем игровые задания, поддерживая интерес дошкольников к занятиям лепкой.Тем детям, у которых что-либо не получается, мы оказываем помощь: показываем, как правильно изготовлять мелкие декоративные детали, работать с различными материалами, корректировали ошибки, допущенные в процессе предметной деятельности. 17 мая 2022 в 21:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.